#1000blackgirls. Как девочка борется за многообразие репрезентаций в детской литературе
Не так давно хэштег #1000blackgirls захватил американский твиттер. Это произошло благодаря стараниям выдающейся одиннадцатилетней девочки по имени Марли Диас. Устав от того, что школьная программа литературы предлагает ей только «книги о белых мальчиках и их собаках», Диас решила собрать книги, в которых главные героини — сильные темнокожие девочки. 13 февраля она пожертвует собранные в ходе кампании книги библиотеке в бедном районе Ямайки, где родилась и выросла ее мама, основательница организации GrassROOTS Community Foundation.
Кампания, организованная Марли, не только помогла ей и ее друзьям найти для себя новые вдохновляющие книги. Она также запустила столь необходимую общественную дискуссию о многообразии [англ. diversity — этническое и социокультурное многообразие — прим. NK] в современной детской литературе. По данным исследования Центра детской книги при Университете Винсконсина, только в 11% книг, опубликованных в 2014 году, персонажами являются people of color [термин, подразумевающий всех не белых людей, пока не переведенный удачно, но очень нужный — прим. NK]. Это неудивительно. По данным опроса, проведенного издательством Lee & Low Books, издательская индустрия на 79% представлена белыми. Как говорит Марли, «недостаточно один раз изобразить в книге темнокожего персонажа-раба и назвать это многообразием».
Марли на шоу Эллен Дедженерес
Конечно, видеть свое отражение в литературе важно для читателей любого возраста. Нигерийская поэтесса и профессор литературы Эбел Ико пишет, что сильные темнокожие героини в художественной литературе «помогают разрушить унизительные мифы, создав вместо них образы, которые освобождают и выстраивают идентичность».
Позитивное и правдоподобное изображение в литературе особенно важно для детей, ведь они еще только ищут свое место в этом мире. Авторы большого исследования о роли детской литературы в образовании считают, что «истории имеют значение. Они так много значат, потому что с развитием литературной традиции афро-американцы получают новые возможности полноценно участвовать в формировании своих литературных, а значит и публичных репрезентаций». Исследование о репрезентации афро-американцев в детской литературе обнажает множество культурных неточностей, свойственных детским книгам. К тому же повсеместно книги изображают афро-американских детей так,а как будто они отличаются от детей вообще (читайте: белых детей).
Это не новый феномен. Проведенное в 1940 году исследование фокусируется на том, как темнокожие дошкольники видят себя. Авторы исследования пришли к выводу, что в процессе социализации дети стали ассоциировать себя скорее с белой расовой идентичностью. Это исследование вызвало интерес к процессу формирования идентичности и к концепции BRI (Black racial identity). То, как именно детей обучают, включая то, какие книги они читают, может сформировать более здоровый и позитивный BRI.
В конце концов, находить себя в книгах и правда очень важно. Рудин Симс Бишоп, профессор детской литературы, однажды сказала, что книги могут быть окнами, стеклянными дверьми и зеркалами:
Литература сначала меняет человеческий опыт, а затем снова отражает его в новом виде. И в этом отражении мы видим нашу жизнь как часть большего человеческого опыта. В этом случае чтение становится утверждением своего «я». Читатели всегда ищут в книгах зеркала и свои отражения.
Похоже, Марли это понимает.