Миффи и модернизм
Миффи, классический персонаж книг для малышей, была создана нидерландским иллюстратором Диком Брюной. Брюна нарисовал Миффи случайно, пытаясь развлечь своего годовалого сына. Из этой случайности получился международный хит с телевизионными адаптациями и масштабным производством сувенирки. Напоминает историю «Хоббита», правда? Сейчас «Миффи» переведена на 50 языков, совокупные тиражи книг превысили 85 миллионов копий, а стоимость международного бренда составляет 300 миллионов долларов.
Типичная книга про Миффи состоит из двенадцати картинок и четверостиший. Каждое изображение создается вручную: Брюна намечает на бумаге контур и затем кропотливо вырезает и накладывает фигуры из цветной бумаги — так появляется одежда и фон. Несмотря на кажущуюся простоту, у малютки Миффи вполне высоколобые истоки. Брюна охотно рассказывает о повлиявших на него художниках-модернистах и особенно о Матиссе.
В конце второй мировой войны восемнадцатилетний Брюна отправился в Париж. «Я впервые увидел Пикассо, Леже и всех этих больших художников. Когда я увидел работы Матисса — особенно его поздние коллажи — он стал самым важным человеком в моей жизни» .
По возвращении в Нидерланды, Брюна рассказал отцу о своем решении стать профессиональным художником. Отца это совсем не впечатлило. Будучи владельцем крупнейшего нидерландского издательства, он хотел, чтобы старший сын также занялся семейным бизнесом. Однако Брюна не видел себя бизнесменом и настаивал на художественной карьере. Позже они нашли компромиссное решение: Брюна оформил обложку одного из романа, готовящегося к выходу. Дизайн обложки был хорошо принят, и Брюна стал заниматься этим профессионально. За годы работы в издательстве он оформил около двух тысяч обложек — от Шекспира до книг про Джеймса Бонда.
Дик Брюна, обложка Maigret Incognito
В этих ранних работах можно распознать стиль, в котором выполнены и иллюстрации для книг о Миффи. Очевидно влияние Матисса и его поздних коллажных техник, Мондрина с его простотой линий. Миффи обладает способностью меняться и выражать разные оттенки чувств с помощью совсем незначительных изменений цвета и контура. Возможно поэтому, несмотря на малышовый формат, на нее так приятно посмотреть.
Миффи и сама в восторге от Матисса:
Miffy at the Gallery (1997)
Сейчас Брюне восемьдесят шесть. Новой книги о Миффи не появлялось с 2007 года. К счастью, про него много написано и кое-что снято. Послушать, как художник сам говорит об источниках вдохновения и работе над Миффи, можно, посмотрев хороший, но короткий видео-профайл:
Также Брюна и Миффи появляются в фильме BBC про Матисса, где-то на сорок пятой минуте. Но фильм хорош целиком, включает съемки в Эрмитаже и интервью с биографом Щукина. Посмотрите.