Где же кротость? Путеводитель по социокультурным контекстам романа «Мисс Черити»

Где же кротость? Путеводитель по социокультурным контекстам романа «Мисс Черити»


Французская писательница Мари-Од Мюрай уже известна российским читателям своими подростковыми романами  «Oh, boy!» и «Умник». Действие другой, недавно переведенной книги «Мисс Черити», происходит в Англии в XIX веке.

Обложка цвета salmon pink. На роскошной кушетке сидит девочка с кроликом в руках. То ли она ждет, что к ней кто-нибудь подсядет, то ли ей хорошо и так. Это напряжение между самодостаточностью и одиночеством лежит в основе любого романа воспитания, но в «Мисс Черити» особенно интересны викторианские декорации, в которых это напряжение возникает. Юлия Рудницкая составила для NK путеводитель по социокультурным контекстам романа.

Четырехлетняя Черити живет в лондонском особняке. Вскоре ее комната превращается в настоящий зверинец: тут и гуси, которые готовятся стать папиным обедом, и кролики, жабы, ежики, совы. Она всерьез увлекается науками о природе, рисует своих питомцев и сочиняет про них истории. Роман охватывает почти четверть века (1875–1895). На наших глазах Черити из четырехлетней девочки превращается в удивительную творческую женщину, у которой есть прообраз: Мари-Од Мюрай вдохновлялась биографией писательницы и художницы Беатрис Поттер, автора книг о кролике Питере.

Черити и викторианское воспитание

Философ Мишель Фуко, исследовавший генеалогию институтов власти, неоднократно обращался к викторианской эпохе. Одна из его самых известных работ — «История сексуальности» начинается  так: «Долго, дескать, его мы терпели и будто бы и сегодня еще живем под его, этого викторианского режима, гнетом».

Викторианский сеттинг в детской и подростковой литературе и сегодня популярен, современные авторы обращаются к нему достаточно часто, ведь именно В XIX веке в Англии проблемы детства обострились. С одной стороны, из-за индустриализации и развития капитализма стала формироваться нуклеарная семья буржуазного типа: появление первых средств контрацепции позволило более осознанно подходить к родительскому опыту. Не был забыт и романтизм с его восхищением невинностью ребенка и идеализацией детства. С другой стороны, дети из низших слоев населения трудились на фабриках в невыносимых условиях, образование было доступно далеко не всем.  И хотя в первой половине XIX века британские интеллектуалы поднимали вопрос о детях в связи с Законом о бедных (1834), серьезные сдвиги в сфере детского права произошли уже в XX веке.

«Ребенка должно быть видно, но не слышно» — таков основной принцип воспитания в семье Черити. Мама Черити постоянно одергивает дочь и бесконечно повторяет «а прилично ли», «в рамках приличий». Ей не нравится, что дочь слишком много времени проводит в музейных залах, ведь там полно незнакомцев! Она падает в обморок каждый раз, когда Черити хочет выйти из дома, и Черити осваивает черный ход.

Черити и модерн

Между тем, из дома очень хочется выходить, ведь Лондон сильно изменился в XIX веке. Город полон незнакомцев, и там теперь ездят не только кэбы, но и двухэтажные омнибусы. Первые этажи омнибуса переполнены, и пассажиры страдают от духоты. Второй этаж предназначен для мужчин, которые ухмыляются при виде юной Черити.

Omnibus

William Maw Egley, Omnibus Life in London, 1859

Она взрослеет, ей интересно ходить в театры, ведь ее друг мистер Эшли играет в пьесах Бернарда Шоу и Оскара Уальда. Как натуралистке и художнице ей интересны музеи, доступные теперь для всеобщего посещения.

Черити также сталкивается с тем, что Фуко когда-то назвал дисциплинарным обществом, еще одним феноменом модерна. Города наполняются массами незнакомых друг другу людей, в связи с чем возникают новые формы контроля, ощутимые в школах, больницах, тюрьмах и фабриках.

The Central Hall in 1895 The Trustees of the Natural History Museum, London

The Central Hall in 1895 The Trustees of the Natural History Museum, London

Бланш, гувернантка Черити, становится учительницей в школе с нечеловеческими условиями. Няня Черити, Табита, оказывается в Бедламе, самой известной психиатрической больнице Лондона, название которой стало синонимом любой неразберихи. Черити хочет вызволить обеих, но выходит у нее это медленно и неуклюже, ведь родители не поощряют это общение и следят за каждым ее шагом. Тем не менее, ей удается прийти на помощь близким. Помогают ей в этом папин мужской костюм и заработанные ей деньги.

Черити и капитализм

Именно в XIX веке обострился конфликт между религиозной и рыночной доктриной. Скептическое отношение Черити к религии мы наблюдаем с первых страниц, когда она уснула и упала со стула в церкви. Черити поняла: чтобы перестать быть зависимой от родителей, ей нужны деньги. История ее взаимоотношений с деньгами рассказывается во всей ее сложности: как она радуется первым возможностям заработка, как фантазирует о тратах, как понимает, что не готова работать на любых условиях. Черити начинает работать с издательством «Кинг и компания», где ее таланту автора и иллюстратора приятно удивлены, однако нельзя сказать, что к ней относятся серьезно. Постепенно она начинает настаивать на своих условиях — на том, что ей как автору и художнику полагается хороший гонорар, проценты от продажи книг и игрушек. Само имя героини, charity, означает в том числе и «благотворительность», практики которой получили новое развитие в связи с метаморфозами капитализма в XIX веке. С точки зрения сюжета, деньги нужны Черити именно для того, чтобы помогать ее близким, оказавшимся в беде.

Черити становится уверенней в себе и вскоре настаивает и на педагогических принципах: в воспитании детей необходим юмор, а не жестокие наказания. В детских книгах XIX века дети играют со спичками и сгорают дотла, умирают от голода, потому что отказываются есть суп, раскраивают череп, потому что качаются на стуле. Черити это злит: «Я стану миллиардером, выкуплю издательство… заставлю всех писателей сочинять истории только со счастливым концом!». Финал «Мисс Черити» оказывается по-капиталистически счастливым: героине удается всех спасти и она владеет настоящей торговой империей.

Черити и наука

Практичность Черити, как и ее научные интересы, также делают ее человеком своего времени. В XIX веке появляется профессиональная наука, и Черити пытается приобщиться к ней с самого детства. Ее игры с животными носят эмпирический характер — она находит трупики питомцев в своем кукольном домике, рассматривает мышиные скелеты, изучает культуры тления. Может показаться, что люди не представляют для нее ценности, ведь она не сразу понимает, чем ее няня Табита отличается от ежиков и мышек, родственники напоминают ей «вылупляющихся по весне головастиков». Но на самом деле, люди ей очень интересны, в книге содержится очень много наблюдений социологического характера. Благодаря Герру Шмалю, преподавателю немецкого языка, она знакомится с самым влиятельным текстом XIX века —  «Происхождение видов» Чарльза Дарвина, но тут уместно вспомнить, что тогда же возникла и социология как наука. И хотя Черити становится не исследователем, а детским писателем, в ней сохраняется этот взгляд на человека как на социальное животное, который позволил ей переосмыслить жанр сказки.

***

Детская литература и сегодня не считается серьезным занятием, по сравнению с той же наукой. Отчасти поэтому нам нравится следить за социально не адаптированной героиней: получится ли у нее монетизировать свои непопулярные таланты, удастся ли ей совладать с эпохой. Можно прочитать «Мисс Черити» как пошлую историю успеха, которая заканчивается обыкновенным счастливым браком. Или проигнорировать это простое повествовательное решение, забросить все свои дела, усесться на кушетку к Черити, чтобы объедаться конфетами и умирать со смеху.