Сироты в детской литературе: от Диккенса до наших дней 1
Мы уже писали о часто встречающихся в детской литературе героях-инвалидах и толстяках. Тема сиротства — это еще одна суперпопулярная тема в детской и подростковой литературе. Герой-сирота заманчив для писателей. С его помощью авторы могут достичь (вместе или по отдельности) нескольких целей:
- Развлекательная. Увлечь читателя рассказом о необычном герое и опыте.
- Назидательная. На примере героя-сироты показать, что такое хорошо и что такое плохо. (Наравне с развлекательной составляет основу любого детского произведения).
- Психологическая. Развивать эмпатию ребенка, заставив его сочувствовать несчастному герою.
- Социальная. Критически изобразить социальное явление.
Как и другие популярные типы героев, сирот в детской литературе можно классифицировать. Первый, исконный и набивший оскомину тип — это
Идеальные сиротки
Детская литература, как известно, выросла из библейских историй, житий святых и фольклора и изначально была крепко завязана на религиозном воспитании. Ее назидательная составляющая только недавно стала наконец сдавать позиции в пользу развлекательной — еще в книгах советского времени мы часто можем найти мораль, бьющую по лбу с прямолинейностью железного лома. Неудивительно, что в классической детской литературе часто встречаются фигуры примерных богобоязненных детишек, которые только что не лечили наложением рук. Я думаю, что особенно зубодробильные примеры до наших дней не дожили и представление о них мы можем составить разве что по пародиям Марка Твена. Но идеальные герои из более талантливых книг до сих пор портят кровь детям по всему миру.
Герои, которые потеряли самое ценное в жизни, но остаются вместилищем всех лучших человеческих качеств, очевидно похожи на христианских святых. Чтобы связь героев со святыми великомучениками была наиболее яркой, писатели подвергают идеальных сирот тяжелым испытаниям. Обычно перепитии бывают двух видов:
- Сирота попадает в семью, где с ним плохо обращаются (Золушка, Козетта Виктора Гюго, да и бедняга Гарри Поттер).
- Сирота попадает в приют, где с ним плохо обращаются («Маленькая Принцесса» Фрэнсис Бернетт, «Приютки» Лидии Чарской).
Есть четыре наиболее популярных (но не единственных) возможных выхода из этих ситуаций:
- Семья перевоспитывается и начинает любить сироту.
- Сирота уходит из семьи или приюта в поисках лучшей доли.
- Сирота с честью выдерживает издевательства, и в конце его спасают (Золушка, Козетта, «Маленькая принцесса»).
- Сирота вырастает и уходит во взрослую жизнь («Приютки» Чарской, «Длинноногий дядюшка» Джин Вебстер).
Третий вариант снова заставляет нас думать о христианских святых, ведь его посыл заключается в том, что однажды смирение и кротость будут вознаграждены — придет Жан Вальжан, фея-крестная или папин старый друг и обязательно спасет сиротку.
Сюжет о бедном сироте в чужой семье стар как мир. В фольклоре для слова «мачеха» не нужно даже дополнительных коннотаций, очевидно, что оно относится к злой и несправедливой героине.
Говоря об идеальных сиротках, нельзя не вспомнить о Поллианне. Воистину идеальнейшая из героинь, перевоспитав свою черствую тетушку, не останавливается на достигнутом и заставляет обожать себя даже самых мерзких жителей города.
Герои «Таинственного сада» Мэри и Колин не являют собой пример идеальных сироток в начале книги, но к концу перевоспитываются, и это волшебным образом меняет и их угрюмого опекуна (любить здоровых и неизбалованных детей, поди, легче). Стоит вспомнить здесь и «Записки маленькой гимназистки» Чарской. Смирением и добротой героиня превратила всех членов приемной семьи из равнодушных, а порой и жестоких людей в любящих ангелов.
В книгах, рассказывающих о том, как сирота вырастает и покидает приют, сиротское учреждение обычно бывает вполне сносным. Хотя, конечно, не без проблем. И Джуди из романа «Длинноногий дядюшка», и Дуня и Дорушка — героини романа «Приютки», относятся к идеальным сироткам. Джуди мало того, что последние годы в приюте работала за троих, умудрилась получить образование и развить свой писательский талант, что позволило ей продолжить обучение в частной школе (на деньги мецената, которого героиня называет длинноногим дядюшкой). Дорушка и не остающаяя от нее подруга Дуня и вовсе готовы посоперничать в идеальности с самой Поллианной:
«Совсем особенная эта Дорушка, таких еще и не видала детей Дуня.
Всегда спокойная, ровная, одинаковая со всеми. А уж такая добрая, что и сказать нельзя… Чуть от кого-нибудь перепадет конфетка ли, пастилка или просто кусок сахару Дорушке, ни на минуту не задумываясь, разделит его на массу мелких кусочков девочка и раздаст подружкам, кто поближе стоит. А то и себя забудет, отдаст и свой кусочек».
Когда сирота попадает в приют или в семью, которую нельзя перевоспитать и к которой невозможно привыкнуть, у него остается один выход — искать лучшей доли по свету. Самостоятельный поиск родителей — один из частых сюжетов. На постсоветском пространстве его гимном можно считать душераздирающую песенку Мамонтенка, которая доведет до слез и каменную глыбу.
Матиас и Анна — сироты из сказки Астрид Линдгрен «Солнечная полянка», не выдержав тяжелой жизни у злого крестьянина, навсегда уходят на Солнечную Полянку к волшебной матушке. Под этой метафорой скрывается царство мертвых. Еще один герой Астрид Линдгрен, которого с натяжкой можно причислить к «идеальным сироткам» — это Мио («Мио, мой Мио»). Мио переносится в волшебную страну к своему настоящему отцу прямо со скамейки в парке. Впереди мальчика ждет немало волшебных приключений, в которых он сможет проявить свои лучшие качества — смелость, честность и доброту.
Однако не всегда сироты ищут именно родителей. Да и сам мотив ухода не обязательно выполнен прямолинейно — сирота собирает котомку и уходит в путь-дорогу. Например, герой книги Кейт Ди Камилло «Как слониха упала с неба» не хотел покидать свой дом, но хотел во что бы то ни стало найти сестру. И его поиски увенчались успехом. И приятным бонусом в виде любящей семьи.
Матиас и Анна, «Солнечная Полянка» | Питер и Адель, «Как слониха упала с неба» |
Оказавшись на улице, сироты переходят в иную категорию.
Нищие бедняжки
Это идеальные сиротки, которые оказались в совершенно катастрофических для жизни условиях. Здесь можно выделить два разных сюжета:
- Герой уходит из приюта/семьи, терпит лишения, но после находит дом (Оливер Твист, Дэвид Копперфильд).
- Единственный «выход» для нищего сироты — смерть («Гуттаперчевый мальчик», «Девочка со спичками»).
Например, герой романа Гектора Мало «Без семьи» странствует на протяжении многих лет, голодает и нищинствует и лишь в конце книги вновь обретает постоянный дом и семью.
Еще один сирота, которого можно отнести к типу «нищих бедняжек», — Оливер Твист. «Приключения Оливера Твиста» стали очень важным произведением для Англии. Эта книга заставила людей задуматься о том, в каких условиях содержатся дети-сироты, и запустила процесс улучшения условий в приютах. Оливер Твист — классический пример идеального сироты. Зло просто не прилипает к нему. Автор подчеркивает, что Оливера никто никогда не любил. Всю жизнь он голодал и был нищ. Но несмотря на это, герой не озлобился, а совершить вороство он, кажется, не способен физически. Не менее идеален и другой герой Диккенса — Дэвид Копперфильд.
Особо в ряду произведений о нищих бедняжках стоят святочные рассказы гуманнейших из писателей — Андерсена и Достоевского, способные вынуть душу из любого ребенка.
«Мальчик у Христа на ёлке» | «Девочка со спичками» |
В русской литературе остросоциальные произведения про нищих бедняжек писали Короленко и Григорович. «Дети подземелья» уже не так идеальны, но, всяком случае, Маруся точно являет собой ангела во плоти — она не замарала свою честь воровством.
«Гуттаперчевый мальчик» | «Дети подземелья» |
Чем дальше от канона отходит литература, тем более живым и менее идеальным становится герой. Так, Гекльберри Финну, например, даром не нужна семья, хотя он с удивительным упорством находит ее снова и снова. Ему важнее свобода и воля. Но когда Гек вынужден красть еду, он говорит себе, что берет ее взаймы и обязательно однажды вернет долг. А в разного рода аферы его можно вовлечь только хитростью.
Что плохого в существовании идеальных сироток? Конечно, идеализация и стереотипизация целой группы людей не может приносить благо в любом случае. Здесь зло кроется в создании в литературе совершенно нереалистичного образа, недостижимого и для обычных детей, и тем более для детей, попавших и переживших тяжелые жизненные ситуации — сиротство, нищету, жизнь в казенных домах. Литературные персонажи и реальные дети отличаются друг от друга, как небо и земля. И в итоге дети-сироты (и взрослые, кстати, тоже) лишаются очень важного — возможности увидеть себя в литературном персонаже.
Гаврош из «Отверженных» Виктора Гюго, в отличие от Оливера Твиста, не останавливается перед воровством и не испытывает из-за этого угрызений совести, как Гекльберри Финн. Но всеобъемлющая доброта и чувство справедливости делают его практически Робином Гудом.
Гаврош — переходный образ. Как только нищие бедняжки лишаются идеальности, они превращаются в другой тип героев.
Криминальные сироты
Серию криминальных сирот открывает «Маленький оборвыш» Джеймса Гринвуда. В отличие от Оливера Твиста, Джим не может противиться судьбе и все-таки встает на преступный путь. В конце книги герой, конечно, раскаивается и искупает свою вину. И это лишний раз напоминает нам, что он все-таки вырос из «идеальных сироток». Сюда же можно отнести и Валека — героя романа «Дети подземелья».
Авторы постепенно привносят все больше реализма не только в описание быта и жизни бездомных детей, но и в описание характеров и судеб. Странно ожидать христианской заботы о ближних от человека, о котором никто никогда не заботился. Как и странно ждать от человека, выросшего на улице, высокой морали и нравственности.
Конечно, главным русскоязычным произведением о криминальных сиротах и их перевоспитании является знаменитая «Республика Шкид» Белых и Пантелеева, а также «Лёнька Пантелеев», «Дом веселых нищих» Пантелеева, «Педагогическая поэма» Макаренко и в какой-то мере «В людях» Горького. Более жесткий вгляд на проблему можно найти в «Краже» Астафьева и «Ночевала тучка золотая» Приставкина. Популярная в советское время, сейчас же почти забытая, книига Жоржи Амаду «Капитаны песка» также повествует об уличной жизни сирот — в Бразилии.
Герои этих произведений говорят на языке улиц, они умеют драться и даже готовы использовать в драках оружие. Это не рафинированные Оливеры Твисты, падающие в обморок при виде кражи. Эти дети курят, пьют алкоголь, совершают преступления, бродяжничают. Они, как и Гекльберри Финн, знают вкус свободы, только их реальность куда жестче, чем в книгах Марка Твена.
Снятие с героев-сирот идеализации было большим и важным шагом на пути к их принятию. Любви и счастья достойны все дети, не только идеальные. И люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию и этой ситуацией покалеченные, также заслуживают нашего внимания и принятия.
Спустя годы проблема детей-безпризорников сошла на нет во многих странах. Не во всех — например, она сохраняется в Индии. Именно об этом — вышедший недавно нашумевший фильм «Миллионер из трущоб». Проблема видоизменилась, но не исчезла. Особенно это касается России. К счастью, современная детская литература продолжает писать о сиротах. И я рада признать, что процесс освобождения от идеализации в ней развернулся в полную силу.
О современной литературе — в следующей части.
Pingback: Сироты в детской литературе: от Диккенса до наших дней 2 | No Kidding()
Pingback: Нежные мальчики из детских книг | No Kidding()