Сара Мошман: «Важно, чтобы женщины рассказывали друг другу истории»

Сара Мошман: «Важно, чтобы женщины рассказывали друг другу истории»


В сентябре посольство США и Cool Connections привезли в Россию фильмы американской документалистки Сары Мошман. Сара представила их на показах в Москве, Казани и Нижнем Новгороде.

Российским зрителям удалось посмотреть фильм «Обычные женщины и необычные дела» (2015), о том, как женская съемочная группа путешествует из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, чтобы встретиться с восемью женщинами, добившихся успеха в разных профессиях. Во втором фильме Мошман «Потерять из виду берег» (2017) команда из четырех женщин переплывает Тихий океан на байдарке.

Мошман — предпринимательница из мира кино и важная публичная фигура. В своих фильмах она не эстетствует. Ее язык стремится к универсальному. Ее интересуют как истории отдельных героинь, так и динамика отношений внутри групп женщин. Несмотря на то, что стиль повествования Мошман в целом очень жизнерадостный, — в кадре то и дело появляются солнечные блики в виде сердец — на расстоянии можно заметить определенную тревогу.

Мы поговорили с ней о необходимости женских ролевых моделей, неизбежном одиночестве независимого режиссера и силе воздействия ее фильмов на зрительниц.

Что интересовало вас в детстве?

Я выросла в Эванстоне, штат Иллинойс, недалеко от Чикаго, на Среднем Западе США. Сколько себя помню, все время была с камерой, всегда любила делать фильмы. Мой папа тоже работает не телевидении, так что, конечно, он сильно на меня повлиял. У нас даже в подвале была темная комната, где я проявляла черно-белые фотографии. В тринадцать лет я была реальным фотонердом. Я поняла, что такое хорошее изображение, насколько это важно для того, чтобы рассказать историю. В шестнадцать мне подарили видеокамеру — это был и есть самый лучший подарок в моей жизни. Мне открылся целый мир. Тогда же я сделала свой первый документальный фильм. Для занятий по английскому языку нужно было написать работу, а я решила снять кино. Фильм был серьезный: «Семья — это не только кровь». Я расспрашивала своих одноклассников о внутренней динамике в их семьях, которая отличалась от моей. Ведь я выросла с мамой-папой-братом-сестрой, и мне хотелось побольше узнать о своих друзьях из однополых, приемных и других семей. Это был очень крутой опыт: ты создаешь что-то с нуля и потом показываешь аудитории. Хотя сейчас я бы не стала никому показывать тот фильм.

В 2013 году Сара Мошман получила премию «Эмми» за короткометражный фильм «Вырасти сильной: Девушки бегают».

Как вы пришли к тем темам, на которые снимаете кино?

Я очень стеснялась, была интровертной. Я и сейчас интроверт. Наличие камеры всегда придавало мне смелости, позволяло задавать вопросы, которые мне было бы сложно задать иным способом. Кино было хорошим инструментом, оно помогло мне стать уверенной в себе, улучшить самооценку, понять, чего я стою. Другие занимались спортом и прочими вещами с той же целью. Благодаря кино я поняла кто я. С тех пор ничего не изменилось: мне нравится иметь с собой камеру, рассказывать истории, чтобы зрители могли увидеть другой мир. Я начала с темы, которая была мне доступна, была в моем поле зрения, но она тут же стала моей страстью — эмпауэрмент женщин. Все мои фильмы, начиная со времен колледжа, так или иначе информируют, просвещают или вдохновляют женщин.

Когда вы впервые столкнулись с сексизмом?

Сейчас, оборачиваясь назад, я понимаю, как я благодарна своим родителям за то, что они никогда меня не ограничивали и не говорили мне: «Тебе будет труднее, потому что ты женщина». К сожалению, многие родители это делают. Я никогда не думала, что мой гендер может мне помешать, пока не оказалась во взрослом мире, где все работают. Тогда стало понятно, что сексизм — неотъемлемая часть этого взрослого мира, что он бессознательно проявляется в работе, которую мы делаем.

Я, безусловно, чувствовала себя only girl in the room в киношколе. Я старалась гордиться этим. «Ладно, я тут единственная девушка, но я не собираюсь из-за этого сидеть сложа руки». Но это не значит, что я не была напугана, что мне не было трудно. Мне было одиноко. Я постоянно думала о том, почему так получилось. Что это значит для меня? Что это говорит о положении женщин в киноиндустрии? С чем мне еще придется столкнуться?

Для меня все началось с работы на телевидении, там уже был и харассмент, и сексизм, и неосознанная предвзятость. Сексизм проявлялся в том, что люди сомневались в моих способностях. Мужчин берут на работу, если у них просто есть потенциал, женщин – только если у них есть полноценная компетенция. Предполагается, что мужчина от природы разбирается в технике, точно знает, как обращаться с камерой. В женщине же будут сомневаться.  Эти люди не злые и не плохие, это предвзятость, которая всех нас сдерживает по какой-то причине. Из-за медиа, из-за гендерных установок, с которыми мы все выросли, из-за социализации в детском и подростковом возрасте.

Я получала удовольствие, меняя представления людей о том, что значит быть оператором, продюсером, режиссёром. Я просто стараюсь быть лучшей версией себя. Снимать лучше, насколько это возможно.

Как устроено женское сотрудничество в киноиндустрии?

Мне очень важно поддерживать женщин вокруг себя, тех, кто идет за мной и впереди меня. У меня очень много наставниц, которые старше меня, и я сама тоже стараюсь помогать советом тем, кто младше меня. Я помогаю своим сверстницам, которые работают в том же поле. Я верю в то, что можно делиться знаниями. Если я прошла через что-то и знаю короткий путь, я рада рассказать о нем. Я состою во многих нетворкинговых сообществах в Лос-Анджелесе, где я стараюсь поддерживать как можно больше женщин в кино. И они поддерживают меня. Ты работала с этим дистрибьютором? Как это было? Как ты получила тот грант, на который ты подавалась? Расскажешь про свой опыт с краудфандингом? Это очень важно, чтобы мы занимались эмпауэрментом друг друга. Мужчинам тоже важно, но женщинам особенно.

Документальное кино — одинокое занятие, ты становишься изолированным в процессе создания фильма. Это почти как начать собственный бизнес в одиночку. Ты и швец, и жнец, и на дуде игрец, приходится очень много работать одной. Поэтому еще важнее делиться опытом с другими режиссерами. Это не то же самое, что ходить в офис каждый день и иметь огромную команду, которая болеет за тебя. Особенно, если ты независимый режиссер, как я.

Кто ваши ролевые модели? Кто вас вдохновляет?

У меня очень много ролевых моделей, они постоянно меняются. Это и женщины, и мужчины, и мои родители. Моя мама — юрист. Она очень много работала и успевала заниматься нами, и я восхищаюсь тем, как она находила баланс. Я никогда не была недолюбленным ребенком, несмотря на то, что мои родители постоянно работали.

Если говорить о женщинах в киноиндустрии, то сейчас меня очень вдохновляет Пэтти Дженкинс, снявшая «Чудо-женщину». Сейчас она считается самой высокооплачиваемой женщиной-режиссером в истории. Она проложила путь для очень разных режиссеров. Мне очень нравится Ава Дюверней. Ее документальный фильм «Тринадцатая» сейчас показывает Netflix. В нем идет речь об уголовном правосудии в США. Недавно она сняла для студии «Дисней» фильм «Излом времени». Она мастер на все руки: делает и художественное, и документальное кино. Она прокладывает дорогу для небелых женщин. Делает феноменальную работу. Мне нравится Лина Данэм, которая сняла Girls для HBO. Мне нравятся женщины, которые остаются собой и преуспевают благодаря этому.

Были ли такие ролевые модели в подростковом возрасте?

Когда я была подростком, я читала много книг о режиссерах, но все они были мужчинами. Стивен Спилберг, Фрэнсис Форд Коппола. Все они очень вдохновляющие люди, но сейчас я вижу насколько мало у меня было женских ролевых моделей. Поэтому я и делаю такие фильмы. Я не чувствовала, что у меня есть доступ к ним. Вы можете назвать женский эквивалент Спилберга? Не было никого! Во всяком случае, мне о них не рассказывали. Это еще одна моя страсть – чтобы истории о таких женщинах попадали в медиа. Несправедливо, что мы читаем только о мужчинах. Американский институт киноискусства недавно опубликовал список «Сто величайших фильмов всех времен». Ни одного, который был бы снят женщиной. Ни одного! Кто писал статью? Это его личное мнение? Или он опросил много людей? Это грустно. Поэтому важно, чтобы женщины постоянно хвалили друг друга, восхищались друг другом, рассказывали другу истории

Вы не только снимаете кино, но и активно участвуете в его показах, путешествуете вместе со своими фильмами. Почему для вас это важно?

Да, я показывала фильм «Обычные женщины и необычные дела» в школах, различных группах и организациях по всему миру в течение последних трех лет, и это тоже источник эмпауэрмента. Это настолько не обо мне, настолько не о моем путешествии. Это о том, что фильм делает с аудиторией, какой разговор он может спровоцировать. Именно поэтому мы не стали просто пускать его в онлайн, хотя это тоже хороший вариант. Но тогда не было бы того эффекта, на который мы рассчитывали. Мы хотели именно поговорить о гендерном равенстве, поговорить о том, что можно избавиться от страхов, которые нас сдерживают как женщин. Для меня так почетно показывать свой фильм в школе. После просмотра ко мне подошла девушка и сказала: «Я даже не знала, что женщины могут быть космонавтками. Теперь, когда я увидела в вашем фильме настоящую космонавтку, я подумала, что я сама хочу быть космонавткой». И в этом весь смысл фильма. Мы не видим этих ролевых моделей в медиа. Я делала этот фильм, чтобы принести эту историю в школу, чтобы вдохновить это девочку и повлиять на ее выбор, на ее будущее.  Я всегда надеялась на такой эффект, поэтому для меня это самая большая радость

Как приняли ваш фильм в Москве?

Вчера вечером у нас был показ фильма «Обычные женщины и необычные дела» в Московской школе нового кино. Показывать свои фильмы — такое удовольствие, особенно, когда задумываешься, насколько ты далеко от дома. Я рада, что могу поделиться этими историями с мужчинами и женщинами здесь. Многие благодарили, говорили, что они вдохновлены. Я беспокоилась, думала, что историю не поймут, потому что она очень американская. Но женщины везде проходят через одно и то же, это универсальная история. Было приятно, что аудитория откликается.

Встреча с Сарой Мошман в Казани

Есть ли какое-то американское представление о положении русских женщин, русском феминизме?

Да, это как раз то, что меня здесь интересует. Чувствуют ли русские женщины эмпауэрмент? Чувствуют ли они прилив сил, когда принимают судьбоносные решения? В Америке русских женщин все же представляют угнетенными. Во всяком случае, на государственном уровне. Возможно, русские то же самое думают о нас. Например, одна женщина вчера на Q&A спросила: «Встречались ли в США родители, которые не хотели показывать «Обычных женщин и необычные дела» своим детям, потому что не хотели, чтобы их дочери чувствовали эмпауэрмент?» Такого никогда не было. Как-то школьная учительница спросила: «Вы думаете, им нужно это смотреть? По-моему, у наших девочек нет проблем с эмпауэрментом». Если бы девочка из любой страны могла почувствовать, что она может достигнуть того, чего хочет! Но препятствия неизбежны, и иногда им будет казаться, что у них не получится. Поэтому мне кажется, что мой фильм полезен. Здесь я слышала и противоположные мнения, и для меня это стало показателем, через что приходится проходить местным женщинам.

Россия — огромная страна, в ней столько разных мнений и чувств, и было бы несправедливо судить о всех женщинах по единичным взаимодействиям с ними. Мне не хотелось бы исходить из предубеждений. Некоторые женщины, например, говорили, что вообще не сталкивались с сексизмом. Их вдохновил опыт героинь моего фильма, но у них самих такого опыта не было. То же самое с женщинами в Америке — одни чувствуют себя сильными, вдохновленными, другие — нет. Это то, что мне пока удалось обнаружить.