Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной

Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной


Судите обо мне по моим врагам.
Франклин Рузвельт

Конечно, повесть «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова знают все. Немногим меньшее количество респондентов положительно ответило бы и о знакомстве со второй книгой, об Урфине Джюсе, практически не уступающей по популярности первой. А вот дальше становится немного сложнее — примерно как перечислить авторов канонических Евангелий и то, в каком порядке они идут в Библии.

Кроме того, несколько искажено само восприятие цикла. Кажется, что это история о том, как «мы в город Изумрудный идем дорогой трудной», а потом еще раз, и еще четыре раза. При ближайшем рассмотрении, однако, обнаруживается, что на первый план выходят не столько «волшебные приключения», сколько бесконечный дележ земель и сфер влияния, власти, волшебных артефактов, и вся история Волшебной страны оборачивается историей войн, восстаний, революций и интриг. Иными словами — борьбой с неописуемым количеством врагов. Врагов, через призму которых и предлагается взглянуть на цикл в данном обзоре.

Далее книги представлены не в хронологическом порядке, что было бы очевидным, а в виде своего рода рейтинга, или топа — от менее интересных к более интересным. Цикл писался на протяжении целых семнадцати лет, и качество повестей варьируется от книги к книге. В то время как прямое изложение (которое легко восстановить самостоятельно) позволило бы проследить лишь эволюцию идей, изложение в виде рейтинга дает также возможность оценить «творческую синусоиду» Волкова (пусть и имплицитно, так как оценка повестей как художественных произведений не входит в задачи данного обзора).

Юный друг мой, дай мне руку и помчимся с тобой далеко-далеко, в Волшебную страну, которая отделена от всего мира Великой пустыней и цепью огромных гор. Там, под вечно жарким солнцем, обитают милые и смешные маленькие человечки — Жевуны, Мигуны, Болтуны и еще много разных других племен.

 6. «Тайна заброшенного замка» (эпизод VI)

Генерал подошел к собравшимся менвитам и, обратив взор к далекой Рамерии, торжественно произнес:
— Именем Верховного правителя Рамерии, достойнейшего из достойнейших Гван-Ло объявляю Беллиору навсегда присоединенной к его владениям! Горр-ау!

zamok

На последнем месте рейтинга — последняя книга по хронологии, и при этом первая книга, над которой не витает дух Фрэнка Баума. Действительно, завязка «Тайны заброшенного замка» разительно отличается от всего того, с чем цикл о Волшебной стране предлагал читателю столкнуться раннее. Тем более невозможно вообразить, чтобы такое могло произойти в баумовской стране Оз: с далекой планеты Рамерия на Землю прибывает развед-корпус инопланетян, который, в случае успеха, также должен послужить авангардом вторжения. По удивительному совпадению, граничащему с авторским произволом, местом своей высадки инопланетяне избирают территорию Волшебной страны, что несколько превратно сказывается на их восприятии нашего мира. Раса инопланетян делится на два народа — менвитов-Herrenvolk и арзаков-Arbeitervolk. На борьбу с кровавым тоталитарным режимом, рискующим на этот раз принять аж межпланетные масштабы, брошены объединенные силы Волшебной страны при уже традиционной тактической поддержке «гостей из-за гор» — Энни, Тима и Артошки.

Правильным будет воскликнуть «подождите, что?» уже после упоминания инопланетян. Кажется, здесь все не на своем месте, и велик соблазн списать все на соавтора Волкова, чья личность до сих пор остается некоторой загадкой. Однако, хоть и известно, что в посмертной публикации повесть была значительно переписана и дополнена, завязку и направление развития сюжета придумал все-таки сам Александр Волков.

Тем не менее, при всех стилистических недочетах стоит отдать должное и этой части: чтобы столкнуть научную фантастику и фэнтези подобным образом требуется определенная выдумка. К сожалению, в советской детской литературе и, пожалуй, культуре вообще, не было такого контекста, в котором можно было бы по достоинству оценить такой жанровый эксперимент: все-таки понятие «мэш-апа» оформилось значительно позднее.

Наконец, как известно, каждой хорошей истории необходим хороший противник, а все резиденты Волшебной страны уже были побеждены или перевоспитаны (не третий же раз искушать Урфина Джюса!). Поэтому инопланетное вторжение сможет сойти за весьма эпичную последнюю главу. Что до самой истории — даже значительный сдвиг фокуса со «второго поколения» героев на протагониста-инопланетянина Ильсора не может отменить по-хорошему сентиментальный финал, ставящий точку в каноничной истории Изумрудного города.

5. «Огненный бог маранов» (эпизод IV)

Растерянные, испуганные, люди повалились на колени, закрывая руками лица от яркого пламени. Пришелец с небес заговорил звучным голосом:
— Не бойтесь, дети мои! Я пришел к вам не со злом, а с добром. И прежде всего я заставлю вас убедиться, что это пламя, которое всегда приносило вам гибель и разрушение, отныне станет вашим верным слугой.

firegod

Урфин Джюс берется за старое! Вооружившись, с одной стороны, своей изобретательностью, которую он однажды уже сполна продемонстрировал жителям Волшебной страны, а с другой — обычной зажигалкой, халатно оставленным артефактом «внешнего мира», он объявляет себя – ни много, ни мало – огненным богом, обретает контроль на полудиким племенем марранов, обитающим в горах Розовой страны, и начинает свой второй захватнический поход.

Четвертая книга цикла также знаменует собой начало приключений «второго поколения» героев. Место Элли занимает ее младшая сестра Энни, роль сайдкика – Тим, роль собаки – Артошка. Впрочем, изменения касаются преимущественно имен. Сложно отделаться от ощущений, что родители Элли завели вторую дочку на замену старой, когда та пропала во время того-самого-урагана. Сюжет же самой книги также представляет собой вольный ремейк «Урфина Джюса и его деревянных солдат» с новыми героями-детьми в той же степени, в которой, скажем, «Возвращение джедая» является ремейком «Новой надежды»: та же атака на «Звезду смерти», но с лучшими спецэффектами.

Итак, Урфин Джюс примеряет одежды бога. Но если в «Деревянных солдатах» он и был для своих созданий чем-то вроде гностического демиурга (впрочем, едва ли рефлексируя на эту тему), то в своем новом качестве Прометея он выступает как стопроцентный самозванец.

Урфин Джюс успел показать себя как талантливого тактика и стратега, умудрившись во второй раз захватить все важные стратегические высоты Волшебной страны, но как сакральная фигура он терпит поражение. Идеологическую войну он проигрывает по всем фронтам. Дело в том, что волшебники — практики, они не терпят божественной конкуренции. Пригрозив нагнать бурю, они это чаще всего и делают. Гудвин, «великий и ужасный», проявил чудеса маскировки и конспирации, но и он не был настолько самоуверенным, чтобы объявлять себя богом.

После идеологической контробработки командой Энни, мараны узнают у Урфина, почем же опиум для народа. Ну а статус бога, будучи однажды подвергнут сомнению, вернуть уже невозможно: своих союзников и власть Урфин теряет быстрее, чем остатки его деревянной армии двумя книгами раннее рассыпались в труху.

4. Волшебник Изумрудного города  (эпизод I)

— На кого же он похож?
— Трудно сказать, — задумчиво ответил хозяин. — Дело в том, что Гудвин — великий мудрец и может принимать любой вид. Иногда он появляется в виде птицы или слона, а то вдруг оборотится кротом. Иные видели его в образе рыбы или мухи и во всяком другом виде, какой ему заблагорассудится принять. Но каков его настоящий вид — не знает никто из людей.
— Это поразительно и страшно, — сказала Элли. — Но мы попытаемся увидеть его, иначе наше путешествие окажется напрасным.

thewizard

«Волшебник Изумрудного города» — первая и самая известная книга цикла, пережившая целых три версии адаптация «Волшебника страны Оз» Фрэнка Баума. Значимость этой книги неоспорима, и не попадает она в топ-3 только из-за того, что не является целиком оригинальным произведением.

Чем же она является, так это классическим приключенческим квестом, собранным по всем канонам кэмпбэлловского мономифа — или, если кому ближе, пропповской волшебной сказки — напополам с романом воспитания.

Истинными врагами персонажей оказываются страх, глупость и бессердечность, а вовсе не их физические манифестации в обликах людоеда и саблезубых тигров и даже не могучая ведьма Бастинда с армией летучих обезьян (тем более что последние «только лишь выполняют приказы»).

А целью похода-квеста является обретение качеств-антитез заявленных слабостей троицы спутников. Как водится, с самого начала все эти качества нужно было искать в себе и обретение их в финале через определенные ритуальные предметы (мозг из отрубей, сердце из шелка, эликсир смелости) носит исключительно символический характер.

В некоторой степени во враги можно записать и Гудвина. С его же фигурой символическим образом связано исполнение желания Элли. Ведь что до самой Элли, ее обретение желаемого, а именно дома, можно трактовать двояко: с одной стороны, она находит его в Волшебной стране, оказавшись среди верных друзей, которые явно не обделили бы ее троном какой-нибудь области после успешной приватизации и демагификации почти всей Волшебной страны. С другой стороны, ей представляется шанс вернуться в Канзас вместе с трикстером-Гудвином. Чем же все кончается? Используй она шанс улететь на воздушном шаре, пути назад не было бы. Лишь воспользовавшись волшебным способом — серебряными башмачками — она обретает нерушимую связь с Волшебным миром, и, совершенно по Кэмпбеллу, становится владычицей двух миров и «возрождается».

Главное же, что делает Элли, — она нарушает порядок вещей в Волшебной стране и знаменует собой перемены, что неизменно гарантирует одно: продолжение следует!

3. «Семь подземных королей»  (эпизод III)

— Не нужно семи хранителей времени, теперь они вносят путаницу. Пусть один Беллино будет бессменным хранителем времени и выбирает помощников по своему вкусу. А когда ему придет пора уходить на покой, народ выберет его преемника из самых почетных и уважаемых граждан Подземной страны. 
Так и повелось с той поры.

7kings

В третьей книге этого книжного сериала происходит расширение волшебного сеттинга вширь и вглубь – причем как в буквальном смысле, так и во времени.

Практически все действие повести происходит в подземельях, — точнее, в подземном королевстве, в котором кипели такие нешуточные страсти, по сравнению с которыми былой раздел Волшебной страны на заре ее обозримой истории между добрыми и злыми волшебницами показался бы добродушной соседской междоусобицей. Краткая сцена подземного перехода в «Деревянных солдатах» послужила толчком для появления клаустрофобического подземного хоррора со своей историографией и целым новым бестиарием. Во имя экономии по очевидным причинам весьма ограниченных под землей ресурсов, каждый из семи дворов семи королей поочередно погружается в сон, катализатором которого служит вода из волшебного источника. Это — система, которая насчитывает уже сотни лет. И, когда источник пересыхает по вине беглого миньона низложенного Урфина Джюса, начинается хаос.

В то время как на поверхности расцветали либеральные режимы Страшилы и его коллег-лидеров освободительный движений – Железного Дровосека и Смелого Льва, практически повсеместно пришедшие на смену магическим и квазимагическим деспотиям, под землей костенел реакционный режим, чье развитие вышеописанная система и так замедляла ровно в семь раз. Нарушение системы по вине выходца с поверхности ведет к разрушительным последствиям. Чтобы любой ценой избежать войны с поверхностью, пораженчески настроенные подземные революционные силы решают сменить политический режим.

Дворцовые интриги кончаются, конечно же, революцией: бывших царей перевоспитывают в булочников и прочих кухаркиных детей. Что, в принципе, характерно – недаром сама история подземного королевства начинается с изгнания. Мятеж у подземельцев в крови.

Уникальность конфликта в центре «Королей» состоит в том, что, в то время, как и Урфин Джюс, и Арахна, и тем более инопланетяне являются врагами внешними, ведущими свои завоевательные действия извне границ статуса-кво, жители подземного мира борются с врагом внутренним – в лице коррумпированных, погрязших в роскоши и склоках королей и королев. Что еще интереснее, продуманной и отработанной механикой «водяной», как бы ее сейчас наверняка окрестили, революции, детально показанной изнутри, тремя книгами позднее воспользовались уже против внешнего врага – инопланетян.

2. «Желтый туман»  (эпизод V)

Арахна долго лежала в раздумье, потом вдруг подпрыгнула от радости. — Вспомнила! Желтый Туман! Вот когда они запляшут, голубчики!.. Желтый Туман! Я помню, как моя мать Карена сломила гордых тауреков, напустив на их область Желтый Туман. Они только две недели и выдержали, а потом пришли с повинной головой. Чем хорош Желтый Туман? — продолжала рассуждать Арахна. — Я могу его вызвать, могу и убрать в любой момент, значит, все поймут, что это — мое колдовство… А главное, его никогда не бывало в Волшебной стране, и это будет страшная новинка для людей и для зверей.

tuman

Поистине апокалиптический размах пятой книги цикла ощущается во всем своем масштабе уже в прологе, в котором читателю предлагается экскурс в древнейшую историю Волшебной страны. Оказывается, ее создал добрый волшебник по имени Гуррикап. Впрочем, об этом говорится еще в прологе «Семи подземных королей». О чем тот пролог умалчивает, так это о том, что, вместо того, чтобы уничтожить свою соперницу, исполинскую колдунью-ренегатшу Арахну, Гуррикап погрузил ее в пятитысячелетний сон, оставив разбираться с последствиями своего недальновидного гуманизма нашим старым добрым знакомым. Пробудившись, Арахна развязывает против них химическую войну, грозящую в том числе и драматическими климатическими изменениями вечнозеленой Волшебной страны.

В первый и в последний раз за все шестикнижие герои сталкиваются с противником не из их лиги. Фигура Арахны – ближайшее, что встречается в повестях Волкова, к архетипу «чистого древнего зла». В борьбе с ней не поможет волшебная сила дружбы, не поможет апелляция к совести и прочим благим человеческим качествам, иногда пробуждаемым в противниках (а иногда и насаждаемым им). Впервые герои вынуждены прибегнуть к крайним мерам, а ведь даже инопланетян удалось (точнее, если придерживаться внутренней хронологии сериала, удастся) перевоспитать – в полном соответствии с представлениями жителей Волшебной страны о прекрасном!

В кульминации книги — драматичнейшее сражение гигантского боевого робота Тилли-Вилли, совершенно случайно обретшего сознание (это же Волшебная страна!), с ведьмой-титаном на высоком скалистом уступе. Сложно сказать, извлекли ли герои из этого урок и поняли ли, что и Волшебной стране пора уже переходить в индустриальную фазу развития на постоянной основе, а не надеяться каждый раз на помощь друзей из-за гор, но — дальше спойлер — по крайней мере в этот раз технократия восторжествовала.

1. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (эпизод II)

Овладев Изумрудным городом, Урфин Джюс долго думал над тем как ему именоваться и в конце концов остановился на титуле, который выглядел так: Урфин Первый, могущественный король Изумрудного города и сопредельных стран, владыка, сапоги которого попирают Вселенную.

urfin


Итак, вмешательство Элли Смит, Девочки-из-за-гор, в первой книге серии нарушило баланс сил в Волшебной стране между хорошими волшебницами (на протяжении всех книг цикла сохраняющих, впрочем, статус-кво), злыми ведьмами и своеобразным арбитром — Великим и Ужасным Волшебником Изумрудного города, с не вполне ясным и очевидным элайнментом.

После того, как на смену магическим (и квазимагическим) деспотиям приходят мягкие либеральные режимы Страшилы и Железного Дровосека, баланс сильно смещается в сторону «сил добра», что, конечно же, заставляет всех расслабиться, «собирать ягоды и пить чай с вареньем». Именно это послужило благодатной почвой для появления амбициозного изгоя Урфина Джюса, при иных исторических обстоятельствах так и оставшегося бы на задворках истории.

В то время как в былые времена ведьмы Бастинда и Гингема, даже будучи ярко выраженными отрицательными персонажами, играли по правилам, то возникший с их ликвидацией вакуум власти выводит на первый план человека коварного, не обремененного какими-либо моральными терзаниями и отчаявшегося достаточно, чтобы уцепиться за любую возможность преодолеть инертность окружающей реальности.

Новый мировой порядок, как известно, дело добровольное, а не так, «хочу–не хочу». Добровольность в построении прекрасного нового мира ему обеспечивает неподкупная деревянная армия, возведенная с помощью той самой «любой возможности». Урфин Джюс захватывает телефон, почту и телеграф Изумрудного города и начинает отстраивать вертикаль власти в отдельно взятой волшебной стране.

Что же выделяет книгу настолько, что возносит ее на первое место рейтинга?

Во-первых, это блестящий образец того редкого, по общепринятому мнению, случая, когда сиквел превосходит оригинал. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — это, без преувеличения, «Империя наносит ответный удар» Волкова. Особенное впечатление книга производит на контрасте с пусть и не вполне тривиальным, но в целом стандартным приключенческим квестом первой книги. Лишь в ретроспективе оказалось, что структура книги породит новый шаблон, которому последуют финальные три части гексалогии.

Во-вторых, Урфин Джюс вместе со своим появлением привносит в цикл (помимо самого себя — наиболее многогранного персонажа, на протяжении цикла претерпевающего самые значительные трансформации) историческое измерение, чего абсолютно лишен оригинальный баумовский цикл, и которое, в свою очередь, открывает дорогу всем последующим вторжениям.

Сам же Урфин не учитывает лишь одного — «он связался не с теми парнями». Империя Урфина Первого, могущественного короля Изумрудного города и сопредельных стран, становится обречена в тот самый момент, когда в далеком-далеком Канзасе Элли получает весточку от падшего триумвирата — Страшилы, Дровосека и Льва — и немедленно начинает паковать вещи.

theend

Иллюстрации: Л.В. Владимирский

  • Pavel Fedorovskiy

    Отличная статья, взглянул по новому на одну из любимейших литературных серий детства и юности.